Уважаемые коллеги!

Казахстан серьезно отстает от развитых стран по результатам международной оценки уровня знаний наших учащихся.

Можно привести множество объяснений подобного отставания. Но основная причина в недостаточности выделяемых на образование средств, а также в отсутствии системности и продуманности реформ в этой исключительно важной сфере. По сути дела, образование – это важнейшая отрасль экономики.

Что касается недостаточности выделяемых на образование средств, то, конечно же, этому есть причины – «Көрпеге қарай көсілу қерек». Надо жить по средствам, но в среднем мы тратим на одного учащегося менее 1 тысячи долларов в год, тогда как страны-лидеры первой десятки рейтинга PISA на одного учащегося тратят от 10 до 14 тысяч.

Я не случайно заострил на этом внимание. Базовым условием качества образования является школьная инфраструктура, соответствующая современным санитарным нормам и стандартам оснащенности и эргономики.

Казахстанской школе необходимы хорошо оборудованные и небольшие по количеству учащихся классы. Многое уже делается. По Госпрограмме образования к 2025 году планируется построить 800 новых школ более чем на 650 тысяч мест, 114 интернатов для сельских опорных школ, более 700 спортивных залов.

В рамках реализации Дорожной карты занятости уже в этом году запланировано строительство 80-ти новых, реконструкция 16-ти, проведение ремонта 1700 объектов образования.

Как вы видите, в нашей программе отсутствуют проекты так называемого «имиджевого» характера, международного масштаба. Основные средства мы направляем на развитие абсолютно прикладных отраслей, прежде всего, образования и здравоохранения.

Важно, чтобы задача по инфраструктурному развитию решалась не только за счет государства, но и с помощью государственно-частного партнерства. Иначе, с учетом нашей положительной демографической динамики, мы всегда будем в роли догоняющих.

Все необходимые нормативные и правовые механизмы для проектов государственно-частного партнерства имеются.

В то же время считаю необходимым проработать вопрос повышения финансовой привлекательности инвестиций в образовательную инфраструктуру. Следует рассмотреть возможность повышения нормативов подушевого финансирования, изменения сроков, сумм и структуры затрат, возмещаемых по проектам ГЧП.

При правильном подходе это обеспечит решение двух задач: инвестиции в образование и расширение сбыта для наших строительных компаний.

Следующая важная задача – сокращение разрыва между городскими и сельскими школами. По данным PISA, в настоящее время разрыв составляет 1,5 года.

Все дети независимо от места проживания или социального статуса должны иметь доступ к качественному образованию. Надо сказать, что в целом ряде государств подобного рода тенденции, то есть разрыв в образовании между городским и сельским населением, существуют. Здесь, конечно же, ситуацию надо видеть абсолютно трезво, реалистично, но и драматизировать не стоит. Нужно принимать меры.

Для сокращения разрыва предстоит обеспечить сельские малокомплектные школы квалифицированными педагогическими кадрами.

«Дипломмен – ауылға» бағдарламасын қабылдасақ та, жастар ауылға барып жатқан жоқ.

Қазір ауылдарда бір мұғалім үш-төрт пәннен сабақ береді.

Бір сабақта әртүрлі жастағы балалар бірге отырып оқуға мәжбүр.

Ауыл ұстаздарына еңбекақы төлеу жүйесінде осы мәселе ескерілмейді.

Сондықтан бұл ахуалды біртіндеп түзету керек.

Мектеп жанындағы интернаттардың жұмысын одан әрі жетілдіреміз. Бұл аса қажет.

2025 жылға қарай 11 мың орынға арналған 100-ден аса интернат салынуы керек.

Білім беру мекемелеріндегі балалардың қауіпсіздігі де өте өзекті мәселе.

Менің тапсырмам бойынша әкімдер барлық мектепті бейнебақылау жүйесімен қамтамасыз етеді.

Сондай-ақ, заманауи санитарлық талаптарға сай жағдай жасайды.

Бұл шара жыл соңына дейін жүзеге асырылады.

Қоғамда оқушылар арасындағы зорлық-зомбылықтың және өз-өзіне қол жұмсаудың алдын алуға арналған бірыңғай бағдарлама енгізу туралы бастаманың көтерілуі орынды.

Бұл – түйткілді мәселе.

Осыған орай министрлік пен сарапшылар қауымы кешенді шешімдер әзірлеуі қажет.

*  *  *

Система раннего развития наших детей также не соответствует международным стандартам. Мы должны активно развивать дошкольное образование, обеспечивать преемственность программ со школьной.

В ближайшее время охват детей от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением будет доведен до 100 %.

Вместе с тем, у нас пока нет полноценной модели дошкольного развития. Правительству следует разработать ее до конца года.

Нам также следует обеспечить максимальный охват детей дополнительным образованием. Это крайне важно для реализации спортивного, творческого, интеллектуального потенциала наших детей, для их гармоничного роста. В этих целях важно расширить охват, поддержать частную инициативу.

Государственный заказ должен производиться в частных организациях дополнительного образования на максимально выгодных условиях. Особенно это касается сельской местности, малых и моногородов.

*  *  *

Далее. Необходимо активно развивать техническое и профессиональное образование.

В рамках проекта «Жас маман» мы обновляем материально-техническую базу 180 колледжей. Программой бесплатного профессионального технического образования ежегодно охвачены 100 тысяч студентов.

Отдельного внимания требует молодежь категории NEET, дети из малообеспеченных, многодетных семей, сельская молодежь.

Правительству нужно проработать вопрос по увеличению государственного заказа на подготовку кадров с техническим и профессиональным образованием, в том числе для данных категорий.

Другими важными реформами в ТиПО должны стать внедрение академической самостоятельности, переход на кредитную систему, введение подушевого финансирования.

Наша система профессиональной ориентации должна учитывать будущие потребности рынка труда в пределах 10-15 лет.

Для этого министерство образования должно полноценно внедрить «Атлас новых профессий и компетенций» в качестве компонента системы профессиональной ориентации.

Еще одним важным компонентом системы образования и воспитания могли бы выступить Вооруженные силы.

Помимо исполнения воинского долга служба в армии должна давать определенные профессиональные навыки для дальнейшей гражданской жизни.

Министерствам образования и обороны следует проработать данный вопрос. Прошу членов Совета также дать свои предложения с точки зрения использования потенциала Вооруженных сил для передачи молодому поколению профессиональных знаний.

Введение карантина и режима изоляции показало, что работоспособных систем дистанционного образования у нас в полном объеме пока нет.

В будущем подобные кризисы могут повториться. Поэтому следует в ускоренном порядке урегулировать вопросы дистанционного обучения как на законодательном, так и на методологическом и организационном уровнях.

Одним из наиболее важных инструментов при переходе на дистанционное обучение являются электронные учебники.

Министерство образования и науки должно подготовить план поэтапного перевода учебников на цифровой формат с закреплением прав на безвозмездное пользование ими за данным ведомством.

Наболевший вопрос – качество учебников. Вопрос поднимается регулярно, он далеко не праздный – от качества учебников зависит качество образования. Это аксиома.

Поэтому требования к научно-практической экспертизе и апробации учебников следует кардинально повысить. Это приоритеная задача министерства образования. Учебники у нас очень низкого уровня.

Кроме того, поручаю на законодательном уровне закрепить ответственность разработчиков за качество учебников.

Подготовил плохой учебник, не «пошел он в жизнь» – разработчик данного учебника должен нести ответственность. По-другому никак нельзя.

*  *  *

Қазіргі таңда көпшілік оқытушылардың еңбегі қаншалықты маңызды екенін түсінді деп ойлаймын.

Біз «Педагог мәртебесі туралы» заң аясында мұғалімдерді ынталандыру шараларын қарастырдық.

Бірақ, іс жүзінде, жоғары оқу орны оқытушысының жалақысы мұғалімнің жалақысынан аз болып қалды.

Осыған орай Үкімет жоғары оқу орны оқытушыларының еңбекақысын көбейту мәселесін қарастыруы керек.

Мұны мемлекеттік гранттардың құнын арттыру арқылы жүзеге асыруға болады.

*  *  *

Дарынды жастардың шетелге кету мәселесіне ерекше назар аударған жөн. Мұның бірнеше себебі бар.

Соның бірі – жоғары білім беру жүйесінің бәсекеге қабілетсіздігі.

Әрине, бұл қосымша инвестицияны талап етеді.

Осыған орай біз білім гранттарының орташа құнын 340-420 мың теңгеден 1 миллион теңгеге дейін көбейту туралы шешім қабылдадық.

Яғни, грант құны 3 есе артады.

Сол арқылы оқытушылардың жалақысын кезең-кезеңмен арттырып, университеттердің материалдық базасын нығайтуға болады.

Бұл – маңызды қадам.

Өйткені грант құны 2011 жылдан бері өскен жоқ.

Еліміздің 10 жоғары оқу орны әлемнің үздік 500 университетінің қатарына қосылуы керек.

Жоғары білім беру сапасының негізгі көрсеткішінің бірі – осы.

Бұл межеге 2025 жылы жетуіміз қажет.

*  *  *

Для этого предстоит развивать двудипломные программы, различные формы внешней и внутренней академической мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава вузов.

Следует открывать кампусы ведущих зарубежных вузов на базе казахстанских университетов.

В 10 вузах должны быть созданы Центры академического превосходства.

Для безопасного и комфортного проживания студентов в течение пяти лет предстоит построить не менее 90 тысяч мест в общежитиях. Очень актуальная, животрепещущая проблема – общежития.

Для повышения качества образования я дал поручение ужесточить требования к ВУЗам. Конторам, выдающим псевдодипломы, не место в нашей системе. Эту работу надо завершить решительно и в самые быстрые сроки.

Мы об этом говорили с министром образования. Как бы трудно ни было, кто бы ни защищал эти так называемые «ВУЗы», данную работу надо завершить. Эти конторы по печатанию дипломов нужно решительно закрыть.

Помимо этого, следует обеспечить поэтапную профилизацию ВУЗов, повышение специализации и, соответственно, качества образования.

Важнейшим аспектом повышения качества образования должно стать внедрение и всемерное развитие культуры академической честности.

Министерство обязано поддерживать и развивать ВУЗы, которые являются членами Лиги академической честности.

Важным вопросом является доступность высшего образования.

Считаю, что в системе распределения государственных образовательных грантов следует предусмотреть больший социальный компонент. То есть делать упор не только на академических достижениях абитуриента, но и на его социально-экономическом статусе.

Следует рассмотреть вопрос об увеличении количества грантов для социально уязвимых категорий граждан и молодежи из семей с низкими доходами.

Еще одной формой поддержки могло бы стать льготное кредитование оплаты за высшее образование.

Прошу Правительство, а также членов Национального совета внести свои предложения по данным вопросам.

*  *  *